Условия для развития речи

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше - активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность.

Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.

Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме - тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия.

Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте - неправильное формирование речи в семье.

Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов - телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь - это может привести к психологическим и речевым комплексам.

 

Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня.

В дошкольном возрасте ребенок познает сферу человеческих отношений. В процессе общения со сверстниками, воспитателями группы у ребенка формируются отношения, определяющие его поведение. Воспитатели группы создают эмоционально благоприятную атмосферу, которая способствует желанию вступить в контакт со взрослыми и сверстниками, учат детей спокойно вести себя в группе, спальне, раздевалке. В детском саду детей приучают здороваться и прощаться с педагогами своей группы и другими сотрудниками, используя слова «здравствуйте», «до свидания». Формируют у детей опыт положительного поведения в коллективе взрослых и детей. Побуждают детей к взаимодействию, учат вежливо разговаривать друг с другом, обращаться к ровеснику по имени, отвечать на его вопросы. Воспитатели формируют представления о хороших и плохих поступках, воспитывают отрицательное отношение к проявлению грубости. Учат детей оказывать друг другу знаки внимания, проявлять чуткость, желание уступить, поделиться, помочь. Приучают пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините». Учат детей соблюдать правила культурного поведения на улице, в детском саду, дома (говорить спокойным голосом, не кричать).

Дома необходимо также создать благоприятную атмосферу общения с ребенком, продолжить воспитание, начатое в детском саду.

  1. Будите ребенка спокойно. Он должен увидеть Вашу улыбку и ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности. Указывайте на них спокойным голосом. Если что-то не получается (одеться, застегнуть одежду и т.д.), помогите, покажите как это делать правильно.
  2. Не торопите ребенка. Умение рассчитать время - Ваша задача, и если плохо удается – не вините ребенка. Рассчитайте время так, чтобы он спокойно встал, умылся, оделся.
  3. Не отправляйте ребенка без завтрака, так как прием пищи в детском саду осуществляется в 9-00 часов. До этого времени ребенок ощущает голод, а это также ведет к повышению напряжения нервной системы.
  4. Выработайте единую тактику общения в семье с ребенком, свои разногласия решайте без него.
  5. По дороге в сад разговаривайте с ребенком, обращайте внимание на изменения в природе (Какое время года наступило? Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Какая сегодня погода? (Солнечная, пасмурная, дождливая, морозная и т.д)  Какого цвета листья на деревьях осенью?...).
  6. Запишитесь в детскую библиотеку, берите книги с картинками, рассматривайте их вместе с ребенком, читайте сказки перед сном. Библиотекарь поможет Вам в выборе литературы, подходящей  возрасту ребенка. Учтите, что все дети очень любят перед сном сказки, песенки, ласковые поглаживания. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть.
  7. Детям дошкольного возраста рекомендуется спать не менее 10 часов ночью и 2 часа днем. Поэтому укладывайте ребенка спать не позже 21 часа. До этого времени проведите все гигиенические процедуры (туалет, умывание). При засыпании не должен быть включен телевизор, члены семьи не должны громко разговаривать. Приучайте ребенка засыпать самостоятельно.
  8. Забирая ребёнка из дошкольного учреждения, обязательно спрашивайте у воспитателя, с чем ребёнок не справляется на занятиях и что нужно с ним сделать дома. Помните, насколько хорошо он будет справляться с заданиями в саду, настолько успешно он будет учиться в школе.

Соблюдение режима дня, спокойное общение с ребенком, выполнение рекомендаций воспитателя  поможет Вам в дальнейшем воспитании вашего ребёнка.