Экономика для малышей.

«Практические совета родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

  1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.

  1. Не скрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

  1. Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

  1. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?»Дети должны стремится делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

  1. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

  1. Помогите детям осознать стоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

  1. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.

  1. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые выдаются родителям за их труд. Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, вернисаж, да мало ли еще что, можно придумать, чтобы подарить малышам радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как лучше их потратить. И никогда не используй денежные стимулы дошкольника.

Приобщая дошкольника к экономике, мы помогаем ему стать самостоятельным, учим ценить свой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Ребенок вырастет социально-адаптированной личностью.

свернуть

«Стоит ли платить за домашнюю работу детям?»

В некоторых семьях регулярно применяется такой "метод пряника", а другие категорически против его использования. С одной стороны, поощряя своего ребенка деньгами, вы можете быстро достичь высоких результатов в тех делах, где другими методами достичь желаемого тяжело. Также вы учите ребенка работать и зарабатывать, и постепенно осуществляете финансовое воспитание. К тому же, сами дети часто бывают в восторге от подобной инициативы.

С другой стороны, здесь кроется такая опасность, что если постоянно платить за успехи, то в будущем целью стараний ребенка станут не учеба, достижение высоких результатов или помощь родителям, а деньги. Однажды ребенок решит, что ему (ей) можно не изучать в четвертой четверти английский язык, потому что он (она) сейчас чувствует себя вполне обеспеченным. Или же Вам, конечно же, будет неприятно услышать, если сын на просьбу помочь в саду на приусадебном участке ответит вопросом: "А сколько мне за это заплатят?"

Детям нужно давать карманные деньги! И дети должны выполнять определенные обязанности по дому! Но эти вещи не должны быть взаимосвязаны. Выполнение большей части домашних дел не является работой, это просто обычная семейная обязанность. Если ребенок каждое утро убирает постель и аккуратно складывает свою одежду, не следует платить ему за это. Но будет правильно платить детям за выполнение какой-нибудь сложной или неприятной работы по дому, не входящей в круг его обычных обязанностей.

Таким образом, хорошо ввести систему важности тех или иных поручений. То есть, должны быть "бесплатные" поручения, которые являются обязательными, и "платные". Например, вы можете предоставить ребенку возможность заработать деньги, прополов грядки от сорняков на сильно заросшем участке или отчистив от старого грязного пятна ковровую дорожку или же выполнив работу по покраске деревьев на дачном участке.

Серьезное усилие – серьезный бонус, работа должна оплачиваться тем выше, чем она труднее. У ребенка должно сформироваться ощущение – я это заработал! Но, как известно, работу можно выполнить хорошо, а можно спустя рукава. На это нужно обращать внимание, поощрять хорошо выполненную работу и указывать на недостатки. В зависимости от того, что надо сделать, можно предложить повременную оплату, а не твердую ставку. Тогда заранее договоритесь, за какое время будет выполнена работа, чтобы ребенок не затянул ее ради увеличения заработка. Одним словом, ребенка нужно с детства мотивировать к пониманию того, что любая работа должна каким-то образом вознаграждаться. Вознаграждением могут быть как деньги, так и шоколадки, мороженное, игрушки, походы в кино, а также теплые слова о том, что вы им гордитесь и очень рады, что у него теперь, к примеру, по математике такая высокая оценка.

свернуть

«Карманные деньги для дошкольников – путь к самостоятельности»

Как же начать путешествие в сложный мир экономики, учитывая при этом возрастные особенности ребенка? Что можно рассказать двухлетнему ребенку? Ему достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги. В три года ребенок способен понять, на что эти деньги тратятся, в четыре – что некоторые вещи сейчас купить нельзя, потому что денег не хватает. В пять лет ребенок уже способен считать и можно понемногу привлекать его к планированию бюджета, естественно включив туда и некоторые интересные для ребенка вещи. Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно-денежные отношения и их колоссальную роль во взаимоотношениях людей.

И, конечно, простой, и эффективный способ, доступный каждому родителю – это карманные деньги. Вот несколько советов по построению взаимоотношений с вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.

  1. У ребёнка должны быть карманные деньги!

Для воспитания финансовой грамотности необходима развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Начинать давать карманные деньги рекомендуется со старшего дошкольного возраста, так как при поступлении в школу ребенок сможет планировать свой маленький бюджет.

  1. Сумма и время выдачи карманных денег должны соблюдаться каждый раз, и должны быть оговорены с ребёнком!

Важно помнить, что с ребенком нужно разговаривать, как со взрослым человеком, рассказывая ему о новых правах и возможностях. Нужно вместе с ним установить тот период, на который будет выдаваться определённая сумма денег.

  1. Деньгами нельзя заменить слово «спасибо» также нельзя наказывать их отсутствием.

В формировании финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периодичности и объему средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.

  1. Предоставьте возможность ребенку самому решать сколько тратить.

Цель предоставления карманных денег ребенку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его расходами, позволяя самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды – чем меньше период, тем проще контролировать траты.

  1. Расскажите ребенку, что можно делать накопления.

Обсудите с ребенком суть накоплений: для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь у ребенка, о каких существенных приобретениях он мечтает. Подсчитайте вместе, сколько потребуется времени, чтобы накопить на эту вещь. Проговорите необходимость отказаться от каких-то элементов текущего потребления в пользу накопления. Составьте вместе с ним несколько вариантов плана накоплений. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и придерживается его. Обязательно вернитесь к этому обсуждению спустя несколько недель или месяцев и обсудите успехи или неудачи.

  1. Помогите, если ребенку не хватает своих денег на крупную покупку.

Иногда то, что хочет приобрести ребёнок, стоит дорого. И, соответственно приходится долго копить. Ребенок по этому поводу начинает переживать. Поэтому целесообразно предложить ему помощь: добавить недостающую сумму денег.

  1. Пусть часть расходов на себя ребенок берёт из собственных денег.

Следующий немаловажный шаг: предоставление ребенку самостоятельно отвечать за некоторые свои расходы: подарки, предметы одежды и другое. Это воспитывает в них чувство ответственности и умение контролировать свой бюджет.

  1. Помогите ребенку планировать расходы.

Наглядно показывайте детям, как можно оптимально расходовать бюджет. Определите вместе, какие статьи расходов в  приоритете, а какие можно отложить на следующий месяц.

  1. Сами правильно распоряжайтесь деньгами.

Обратите внимание на то, что дети – наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит озаботиться собственной финансовой грамотностью. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о семейном бюджете, будет иметь вес только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

  1. Предложите ребенку пройти обучение в области финансов.

Существуют специальные курсы, тренинги и мастер-классы, на которых детям и их родителям в игровой форме, с использованием мультипликационных и различных других материалов преподают основы финансовой грамотности.

свернуть

Карманные деньги детям.

Карманные деньги детям не нужны. Или нужны?

1. Надо ли выдавать ребёнку карманные деньги?

   Отбросьте сомнения. Эксперты единодушны — выдавать ребёнку карманные деньги надо.

  Только имея собственные деньги, ребёнок научится правильно ими распоряжаться.

2. Когда пора выдавать карманные деньги?

   Эксперты рекомендуют выдавать первые карманные деньги в 5-6 лет. Дайте ребёнку небольшую сумму. Обсудите, на что он хочет её потратить. Может, он захочет положить ее в копилку и накопить на большую игрушку? Если же он хочет немедленно потратить все свои деньги на киндер-сюрприз, пусть тратит, это же его деньги.

3. Сколько денег ему давать и как часто?

  Сколько денег давать ребёнку, естественно, зависит от возможностей семьи. Даже если вы даёте ребёнку небольшую сумму, это лучше, чем ничего.

  Выдавать деньги ребенку можно разными способами. Родители должны выбрать самый удобный для себя. Можно выдавать ребёнку деньги раз в неделю. Предупредите ребёнка, что он должен их тратить с умом. А если спустит все за раз – то до конца недели новых карманных не получит.

  Также есть смысл обсуждать с ребёнком по итогам недели или месяца (но только с его согласия, разумеется), на что ему хватило карманных денег, а на что нет и что необходимо сделать, чтобы денег хватало.

4. Как нельзя.

  Не стоит вводить «расценки» за хорошие отметки или помытую посуду. Выполнение большей части домашних дел не является работой, это просто обычная семейная обязанность. Если ребенок каждое утро убирает постель и аккуратно складывает свою одежду, не следует платить ему за это. Но будет правильно платить детям за выполнение какой-нибудь сложной или неприятной работы по дому, не входящей в круг его обычных обязанностей.

  То есть, должны быть "бесплатные" поручения, которые являются обязательными, и "платные".

   И помните — сумма в данном случае имеет второстепенное значение. Основную ценность представляет само действие: дать возможность ребёнку научиться ценить, копить и распоряжаться бюджетом.

 

свернуть

Полезные советы родителям по экономическому образованию.

Полезные советы родителям по экономическому образованию

  1.                   Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой  радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна  не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.

  1. Не скрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

  1. Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

  1. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети  должны стремится делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

  1. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

  1. Помогите детям осознать стоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

  1. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите «лентяя», не способного даже к самообслуживанию.

  1. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами  и  понимали,  чего  стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают  цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность  ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые выдаются родителям за их труд

Полезен игровой опыт зарабатывания денегярмарка-продажа детских поделок, вернисаж, да мало ли еще что, можно придумать, чтобы подарить малышам радость прикосновения к самостоятельно  заработанным деньгам. Обсудите, как лучше их потратить. 

И никогда не используй денежные стимулы дошкольника.

Приобщая дошкольника к экономике, мы помогаем ему стать самостоятельным, учим ценить свой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Ребенок вырастет социально - адаптированной личностью.

 

свернуть