Артикуляционная гимнастика-сказка
Жили были дедушка и бабушка. |
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), |
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). |
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) |
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), |
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). |
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). |
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы), |
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком), |
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот). |
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, Вот и закончился день, пора спать. |
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]
(ВЫПОЛНЯТЬ ЕЖЕДНЕВНО !!!)
1. Часики.
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
2. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
7. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
8. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
9. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
10. Автомат Рот откройте, улыбнитесь. Напряженным кончиком языка постучите по бугоркам за верхними резцами, несколько раз отчетливо, на одном дыхании, произнося при этом «т-т-т» сначала медленно, затем постепенно увеличивая темп. Повторите 3—5 раз.
11. Барабан Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка постучите по нёбу за верхними зубами, многократно и отчетливо, на одном дыхании произнося «д-д-д». Сначала произносите медленно, постепенно темп увеличивайте. Повторите 3—5 раз.
12. Заведи моторчик ДДДДДД—РРРРР (7-10 раз)
Игры-упражнения для вызывания звука [р].
Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.
Упражнение «Веселый дождик»
Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.
Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д…
(правой рукой изобрази падающие капельки дождя)
На цветок –т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок)
И на дорожку т-д,т-д….(из левой руки сделай дорожку)
Застучал по крыше он- -т-д,т-д….
И раздался частый звон– т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее).
Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.
Упражнение «Песня Крокодила Гены»
Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.
Способы постановки звука [Р]:
Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.
Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.
При правильной артикуляции звуков [Ш], [Ж] части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
• губы слегка округлены;
• зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
• широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба и образует с ними щель;
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам струю выдыхаемого воздуха;
• посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту: ш-ш-ш-ш-ш-ш…
Игровые приемы для данного способа постановки звука «р»:
«Веселый дождик» (капельки дождя падают и ударяются о что-то твердое.)
«Песня крокодила Гены»- пропевать слог на да, ды , дэ, а в дальнейшем работать со слогом ра).
«Танк стреляет»: дддддд
«Пулемет строчит» : тдтдтдтд
«Дятел стучит»: ддддддддд
«Строим домик»: т-дт-дтдтдтдт.
«Заводим мотоцикл»: ддддддддд . Мотоцикл затрещал и поехал, счастливого пути!