О летнем отдыхе детей

Безопасное лето!

10 правил безопасности летом.

Безопасность в летний период.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ

   Первое знакомство малыша с огромным миром насекомых не всегда проходит гладко. При укусах насекомые выделяют биологически очень активный яд. Когда пчела или оса кусают ребёнка, такая высокая биологическая активность может сыграть отрицательную роль. При одиночных укусах, как правило, возникает жжение, боль, зуд, место укуса краснеет и отекает. Ситуация может осложниться, если ребёнка укусили в лицо, шею или даже в язык или слизистую рта. Сильный отёк, неизбежен.

Первая помощь при укусах пчёл и ос

   Если в ранке осталось жало, его можно извлечь пинцетом, а при отсутствии такового просто пальцами. Жало остаётся только после пчелиной атаки.

   Место укуса протрите спиртовым раствором (водкой или одеколоном), перекисью водорода, слабым раствором столового или яблочного уксуса, приложите холод. Это может быть и мокрое махровое полотенце, грелка с холодной водой или кусочек льда. Лучше, если лёд приготовлен из настоя ромашки, череды или тысячелистника. При множественных укусах по согласованию с врачом применяют антигистаминные препараты (супрастин) и дают ребёнку обильное горячее питьё. При комариных укусах снять зуд поможет кусочек льда с настоем мяты (или просто свежие слегка помятые в руках листья этого пахучего растения), раствор питьевой соды (половина чайной ложки на стакан воды), сок лимона. Очень неприятный представитель мира насекомых – слепень. Это – крупное, очень быстрое и очень болезненно кусающееся насекомое. За один укус слепень может выпить до 200 мг крови. Слепни очень любят тепло и свет, так что нападают они днём и вечером, до наступления темноты. Укус слепня очень неприятный и болезненный, это связано как с большими размерами ранки, так и с попаданием в неё во время укуса особой слюны. Она содержит токсические вещества, препятствующие свёртыванию крови. Место укуса сильно припухает и очень болит. Аллергических проявлений, как правило, не бывает (только при множественных укусах). Главное при атаках слепня – не допускать проникновения инфекции в ранку, то есть надо от души смазать место укуса зелёнкой.

 ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К УКУСАМ НАСЕКОмЫХ (инсектная аллергия).

    Её признак – возникновение через короткое время (от нескольких минут до получаса) на месте укуса распространённого отёка (больше 5 см), сопровождающегося болью, резким повышением температуры, ознобом. Одновременно может начаться слезотечение, у ребёнка потечёт из носа, он будет жаловаться на боли и ломоту в суставах. Кроме того, присутствует общая реакция организма – аллергическая сыпь, зуд, отёки лица, языка и гортани. У детей может начаться приступ удушья, рвота, случается потеря сознания. Иногда у особо «чувствительных» развивается анафилактический шок. Все эти состояния требуют немедленного начала интенсивной терапии. Срочно обратитесь к врачу. Если ребёнок страдает повышенной чувствительностью к пчелиному яду, то вы должны предпринять все возможные меры предосторожности. Нельзя гулять возле пасек; бродить босиком по траве; при виде подлетевшего шмеля или осы не надо пугаться, махать руками; нельзя гладить шмеля по мохнатой спинке, когда он сидит на цветке. Если в прошлом имелся случай общей аллергической реакции, у ребёнка всегда должна иметься при себе краткая памятка с адресом и телефоном, диагнозом и перечнем неотложных мероприятий, в случае укуса пчелы или осы.

ОБЯЗАТЕЛЬНО СООБЩИТЕ О ДИАГНОЗЕ ВОСПИТАТЕЛЮ

 

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ, ТРАВМАХ.

УШИБ.

  Ушибленное место опухает, появляется синяк. Если кожные покровы не нарушены, нет ссадин, на травмированное место рекомендуется наложить холодные примочки, обеспечить его покой, что уменьшит болевые ощущения.

   Ушиб головы может сопровождаться кровоизлиянием в мозг, его сотрясением. Ребенок жалуется на головную боль, шум в ушах, слабость; бледнеет, появляется рвота. При сильном сотрясении отмечается значительное головокружение и даже потеря сознания. Такие признаки иногда появляются не сразу, а через несколько часов. Поэтому необходимо внимательно наблюдать за упавшим ребенком даже при малейшем подозрении на ушиб головы, например, при падении с горки, с качелей, велосипеда, столкновении партнеров по игре и т.п. При появлении признаков сотрясения мозга взрослые должны обеспечить ребенку полный покой, уложить его, на голову – холод, к ногам – грелки, и вызвать врача.

РАСТЯЖЕНИЕ СВЯЗОК И СУХОЖИЛИЙ

    Такие повреждения связаны с неудачными прыжками, поворотами, резкими движениями. При беге и прыжках чаще бывает растяжение голеностопного сустава, при падениях на руку – лучезапястного сустава. В отдельных случаях наблюдается растяжение коленного или локтевого суставов. Травмированный сустав припухает, движения его становятся ограниченными, болезненными. Следует наложить на поврежденное место тугую повязку из бинта, другой мягкой ткани, и этим обеспечить неподвижность сустава. Поверх повязки можно наложить что-то холодное (пузырь со льдом). При значительной болезненности, припухлости, ограниченности движений следует показать ребенка врачу-травматологу.

ВЫВИХ

   Вывих отличается от растяжения тем, что помимо растяжения связок случается их разрыв, бывает нарушение суставной сумки, смещение концов костей, составляющих сустав. Он опухает, появляется кровоподтек. Любое движение вызывает резкую боль. Наблюдается ненормальное положение руки или ноги. Надо сразу же обеспечить неподвижность поврежденной конечности: руку подвесить, а если вывихнута нога, уложить ребенка на мягкое. Ни в коем случае нельзя пытаться самому вправить вывих – пострадавшего нужно показать врачу.

ПЕРЕЛОМ

    Перелом может быть закрытым (кожные покровы остаются целыми) и открытым. Открытый перелом опаснее тем, что наряду с переломом образуется открытая рана, и в нее может попасть инфекция. При переломах любое самое незначительное движение вызывает резкую боль. Изменяется внешняя форма поврежденной конечности, могут появиться ненормальные выступы, искривления.

    Необходимый полный покой для поврежденной конечности обеспечивается применением шин. Сначала надо на конечность положить что-либо мягкое (марлю, ткань, вату), затем, захватив два сустава выше или ниже перелома, наложить шину (дощечку, палку, пучок прутьев) и прибинтовать. Если произошел перелом голени, шина должна захватывать стопу и половину бедра, при переломе предплечья - лучезапястный и локтевой суставы. Сложнее обеспечить неподвижность при открытом переломе. В этом случае перед тем как наложить шину, необходимо смазать кожу возле раны йодом и на рану наложить стерильную повязку. Обязательно вызвать врача.

РАНА

   При ранении нарушается целостность кожи, слизистых оболочек, нередко и мышц. Надо сразу же принять меры для дезинфекции, используя йод (5 – 10%-ная спиртовая настойка), марганцовокислый калий (слабые растворы – 1:1000 и 0,5-%), «зеленку» (бриллиантовый зеленый краситель), мазь Вишневского. Нельзя промывать рану водой, касаться ее руками, на которых всегда есть микробы. Ссадины, царапины, неглубокие порезы необходимо обработать обеззараживающим средством и перевязать стерильным бинтом. У более крупной раны обработать края, на нее наложить стерильную повязку.

   При пешеходных прогулках, ходьбе без носков или в новой обуви может появиться ПОТЕРТОСТЬ НОГ Легкая потертость не нарушает кожных покровов: имеется покраснение, пузырь, под которым скапливается жидкость. Его вскрывать не надо. Лучше осторожно промыть слабым дезинфицирующим раствором, смазать йодом и наложить стерильную повязку. Следует обязательно сменить носки и поменять обувь на более просторную и мягкую.

КРОВОТЕЧЕНИЕ

   Кровотечение возникает при ушибах, порезах. Ребенку надо внушить, что не произошло ничего страшного, сейчас ему помогут. Если кровь идет из носа, усадить малыша с откинутой головой назад, расстегнуть ворот, пояс, прижать пальцами крылья носа, положить на переносицу холодную примочку. При обильном кровотечении можно носовые ходы плотно заложить тампонами из ваты, смоченными раствором перекиси водорода.

ТЕПЛОВОЙ И СОЛНЕЧНЫЙ УДАР

    В жаркий безветренный день в тени может случиться тепловой удар, а при воздействии солнечных лучей – солнечный удар. У ребенка нарушается нормальная терморегуляция, повышается температура тела. Внешние признаки удара – вялость, покраснение лица, обильный пот, головная боль, изменение координации движений. Пострадавшего следует немедленно поместить в прохладное место, в тень, снять лишнюю одежду, давать чаще пить – желательно, что-нибудь теплое, смочить голову и грудь прохладной водой, на лоб положить холодный компресс и чаще его менять.

 
свернуть

Опыты и эксперименты летом.

Опыты и эксперименты летом

   Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Предлагаем Вашему вниманию опыты и эксперименты, которые можно провести с детьми дома.

 Надувание мыльных пузырей

  Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

  Что нужно для опыта: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).

  Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вместе они рассматривают и обсуждают: почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).

Ветер по морю гуляет

Цель опыта: Обнаружить воздух.

Что нужно для опыта: Таз с водой, модель парусника.

Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать). Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).

Сказка о камешке

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Вам понадобятся ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.

Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий! ».

Помощница вода

Цель: использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Вам понадобятся банка с мелкими лёгкими предметами на поверхности, ёмкость с водой. Стаканчики.

Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польётся через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя ёмкость, выталкивает находящиеся внутри неё предметы.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вы­нуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в ко­мок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол лит­ровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втя­нется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Фонтан

Возьмите пластиковую бутылку (лучше объемом в два литра), отрежьте у нее дно. В пробке проделайте отверстие, вставьте в нее гибкий шланг от капельницы (длиной не менее 30 см). Заделайте отверстие герметически (можно пластилином), чтобы оно не про­текало. Налейте в бутылку воду, закупорив шланг пальцем. А те­перь отрегулируйте высоту бутылки и шланга так, чтобы в ваших руках весело забил самодельный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем воды и трубке.

 

 

 

 

 
свернуть

Солнце хорошо, но в меру.

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

  До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно  увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

  Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

  Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

свернуть

Купание – прекрасное закаливающее средство.

Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды

2. В воде дети должны находиться в движении

3. При появлении озноба немедленно выйти из воды

4. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

 

свернуть

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

  Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

  Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться  во время приёма световоздушных ванн.

   При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

свернуть